Урок: Склонение существительных
Цели урока:
Материалы:
Цели урока:
- Ознакомить учеников со склонением существительных в немецком языке.
- Научить различать и правильно применять падежи в зависимости от роли существительного в предложении.
- Практиковать склонение существительных с разными окончаниями в различных падежах.
Материалы:
- Презентация с грамматическими правилами
- Таблицы склонения существительных
- Рабочие листы с упражнениями
- Карточки с примерами и заданиями
- Видеоуроки или аудио материалы (по желанию)

1. Введение (10 минут)
Объяснение:
Что такое склонение существительных?
Падежи в немецком языке (кратко):
Падежи в немецком языке (подробно):
Nominativ (Именительный падеж): используется для обозначения подлежащего в предложении. Кто? Что?
Genitiv (Родительный падеж): выражает принадлежность. Кого? Чего?
Dativ (Дательный падеж): обозначает косвенное дополнение, указывает на лицо или предмет, которому что-либо передаётся или принадлежит. Кому? Чему?
Akkusativ (Винительный падеж): указывает на прямое дополнение. Кого? Что?
Объяснение:
Что такое склонение существительных?
- Склонение существительных — это изменение формы существительного в зависимости от его роли в предложении (падеж, число и род).
Падежи в немецком языке (кратко):
- Nominativ (Именительный падеж) — Кто? Что?
- Genitiv (Родительный падеж) — Кого? Чего?
- Dativ (Дательный падеж) — Кому? Чему?
- Akkusativ (Винительный падеж) — Кого? Что?
Падежи в немецком языке (подробно):
Nominativ (Именительный падеж): используется для обозначения подлежащего в предложении. Кто? Что?
- Пример: der Mann (мужчина)
- Пример в предложении: Der Mann liest ein Buch. (Мужчина читает книгу.)
Genitiv (Родительный падеж): выражает принадлежность. Кого? Чего?
- Пример: des Mannes (мужчины)
- Пример в предложении: Das Auto des Mannes ist neu. (Машина мужчины новая.)
Dativ (Дательный падеж): обозначает косвенное дополнение, указывает на лицо или предмет, которому что-либо передаётся или принадлежит. Кому? Чему?
- Пример: dem Mann (мужчине)
- Пример в предложении: Ich gebe dem Mann das Buch. (Я даю мужчине книгу.)
Akkusativ (Винительный падеж): указывает на прямое дополнение. Кого? Что?
- Пример: den Mann (мужчину)
- Пример в предложении: Ich sehe den Mann. (Я вижу мужчину.)
Типы склонения существительных
В немецком языке существуют три основных типа склонения существительных:
сильное склонение, слабое склонение и смешанное склонение.
Сильное склонение (Starke Deklination):
- Применяется к большинству существительных.
- Родительный падеж в единственном числе требует добавления окончания -es или -s для существительных мужского и среднего рода.
- Дательный падеж в единственном числе требует добавления окончания -n для существительных, оканчивающихся на -e.
- Примеры:
- der Mann — des Mannes (мужчина — мужчины)
- das Haus — des Hauses (дом — дома)
- die Frau — der Frau (женщина — женщины)

Слабое склонение (Schwache Deklination):
- Применяется к ограниченному числу существительных мужского рода, которые в родительном, дательном и винительном падежах единственного числа получают окончание -n или -en.
- Примеры:
- der Junge — des Jungen (мальчик — мальчика)
- der Name — des Namens (имя — имени)
- der Herr — des Herrn (господин — господина)

Это список наиболее часто используемых существительных мужского рода, которые склоняются по слабому склонению (Schwache Deklination). Выучите эти слова наизусть:
Эти существительные во всех падежах, кроме именительного (Nominativ), получают окончание -n или -en.
- der Junge (мальчик) — des Jungen, dem Jungen, den Jungen
- der Name (имя) — des Namens, dem Namen, den Namen
- der Mensch (человек) — des Menschen, dem Menschen, den Menschen
- der Herr (господин) — des Herrn, dem Herrn, den Herrn
- der Kunde (клиент) — des Kunden, dem Kunden, den Kunden
- der Nachbar (сосед) — des Nachbarn, dem Nachbarn, den Nachbarn
- der Student (студент) — des Studenten, dem Studenten, den Studenten
- der Kollege (коллега) — des Kollegen, dem Kollegen, den Kollegen
- der Präsident (президент) — des Präsidenten, dem Präsidenten, den Präsidenten
- der Held (герой) — des Helden, dem Helden, den Helden
- der Architekt (архитектор) — des Architekten, dem Architekten, den Architekten
- der Journalist (журналист) — des Journalisten, dem Journalisten, den Journalisten
- der Diplomat (дипломат) — des Diplomaten, dem Diplomaten, den Diplomaten
- der Biologe (биолог) — des Biologen, dem Biologen, den Biologen
- der Soziologe (социолог) — des Soziologen, dem Soziologen, den Soziologen
Эти существительные во всех падежах, кроме именительного (Nominativ), получают окончание -n или -en.
Смешанное склонение (Gemischte Deklination):
- Применяется к существительным, которые имеют окончание -s или -es в родительном падеже и -n в дательном и винительном падежах.
- К этому типу относятся также некоторые существительные среднего рода, которые склоняются как существительные мужского рода в слабом склонении.
- Примеры:
- das Herz — des Herzens (сердце — сердца)
- das Auge — des Auges (глаз — глаза)
- der Name — des Namens (имя — имени)

Примеры склонения в контексте
Nominativ:
Genitiv:
Dativ:
Akkusativ:
Nominativ:
- Der Hund (собака) ist groß. (Именительный падеж)
- Die Katze (кошка) schläft. (Именительный падеж)
- Das Buch (книга) liegt auf dem Tisch. (Именительный падеж)
Genitiv:
- Der Name des Lehrers (учителя) ist bekannt. (Родительный падеж)
- Die Farbe des Autos (машины) ist rot. (Родительный падеж)
- Die Tasche der Frau (женщины) ist teuer. (Родительный падеж)
Dativ:
- Ich helfe dem Mann (мужчине). (Дательный падеж)
- Er gibt der Frau (женщине) die Blumen. (Дательный падеж)
- Ich gehe mit dem Kind (ребёнком) in den Park. (Дательный падеж)
Akkusativ:
- Ich sehe den Hund (собаку). (Винительный падеж)
- Sie liest das Buch (книгу). (Винительный падеж)
- Wir kaufen die Blumen (цветы). (Винительный падеж)
5. Упражнения для тренировки склонения существительных в немецком языке:
5.1. Заполните пропуски
Переведите предложения и заполните пропуски в предложениях, используя правильную форму существительного и артикля:
5.2. Прослушай запись и проверьте себя:
5.1. Заполните пропуски
Переведите предложения и заполните пропуски в предложениях, используя правильную форму существительного и артикля:
- Ich sehe ___ (der Junge) im Park.
- Die Tasche ___ (die Frau) ist sehr schön.
- Wir fahren mit ___ (das Auto) nach Berlin.
- Der Hund ___ (der Nachbar) ist sehr laut.
- Ich habe das Buch ___ (der Lehrer) auf dem Tisch gesehen.
- Die Freunde ___ (der Student) kommen heute Abend.
- Er spricht mit ___ (der Herr) über das Problem.
- Die Mutter gibt ___ (das Kind) einen Apfel.
- Das ist das Haus ___ (der Architekt).
- Ich gratuliere ___ (der Kollege) zum Geburtstag.
5.2. Прослушай запись и проверьте себя:
5.2. Подберите правильный падеж
Переведите предложения и выберите правильную форму существительного и артикля из предложенных вариантов.
- Ich danke ___ (der Mann / den Mann / dem Mann) für die Hilfe.
- Das ist das Haus ___ (des Architekten / dem Architekten / den Architekten).
- Wir besuchen ___ (der Freund / den Freund / des Freundes) morgen.
- Der Ball gehört ___ (dem Kind / das Kind / den Kind).
- Die Meinung ___ (des Kunden / dem Kunden / den Kunden) ist wichtig.
5.3. Переведите на немецкий язык
Переведите следующие предложения на немецкий язык, правильно склоняя существительные.
Он рассказывает историю брата.
Он рассказывает историю брата. (erzählen von (Dat), die Geschichte, der Bruder)
Мы находим кошку в саду дома.
Мы находим кошку в саду дома. (finden in (Dat), der Garten, das Haus)
Я жду автобус на остановке города.
Я жду автобус на остановке города. (warten auf (Akk), die Haltestelle, die Stadt)
Они поздравляют бабушку с днём рождения.
Они поздравляют бабушку с днём её рождения с подарками. (gratulieren der Großmutter zu (Dat), der Geburtstag, mit Geschenken)
Книга лежит на столе в комнате.
Книга лежит на столе в комнате. (liegen auf (Dat), der Tisch, das Zimmer)
Она смотрит фильм друзей.
Она смотрит фильм друзей. (sehen von (Dat), der Film, der Freund)
Мы едем в гости к другу семьи.
Мы едем в гости к другу семьи. (fahren zu (Dat), der Freund, die Familie)
Я получаю письмо дяди.
Я получаю письмо дяди. (erhalten von (Dat), der Brief, der Onkel)
Он помогает родителям по дому.
Он помогает родителям по дому. (helfen den Eltern bei (Dat), das Haus)
Собака лежит на ковре пола.
Собака лежит на ковре пола. (liegen auf (Dat), der Teppich, der Boden)
Мы слушаем музыку в машине родителей.
Мы слушаем музыку в машине родителей. (hören in (Dat), die Musik, das Auto)
Она читает утреннюю газету.
Она читает газету за завтраком. (lesen die Zeitung, beim Frühstück)
Мы гуляем по парку.
Мы гуляем по утреннему парку в центре города. (spazieren im (Dat), der Park, die Stadt)
Я вижу соседа по улице.
Я вижу соседа по улице. (sehen auf (Akk), der Nachbar, auf der Straße)
Они готовят ужин на кухне.
Они готовят ужин на кухне. (kochen in (Dat), das Abendessen, die Küche)
5.4. Прослушай запись и проверьте себя:
5.5. Исправьте ошибки
В предложениях допущены ошибки в склонении существительных. Найдите и исправьте их.
Das Auto den Frau ist rot. (das Auto, die Frau, von (Dat)
Die Meinung der Kolleges ist wichtig. (die Meinung, der Kollege, von (Dat))
Ich sehe die Haus von meine Freunde. (das Haus, mein Freund, von (Dat))
Der Lehrer erklärt die Regel zu den Schülerin. (der Lehrer, die Regel, die Schülerin, zu (Dat))
Die Bücher liegen auf dem Tische in die Bibliothek. (die Bücher, der Tisch, die Bibliothek, auf (Dat))
Wir essen das Mittagessen mit meine Familie. (das Mittagessen, meine Familie, mit (Dat))
Die Katze schläft auf der Sofa des Nachbar. (die Katze, das Sofa, der Nachbar, auf (Dat))
Sie fragt den Weg zum Apotheke dem Stadt. (der Weg, die Apotheke, die Stadt, zum (Dat))
Der Hund spielt im Garten der Kinder. (der Hund, der Garten, die Kinder, im (Dat))
Die Lampe steht auf dem Tisch in das Wohnzimmer. (die Lampe, der Tisch, das Wohnzimmer, auf (Dat))
Ich höre Musik aus den Radio in des Auto. (die Musik, das Radio, das Auto, aus (Dat))
5.6. Прослушай запись и проверьте себя:
5.7 Исправьте ошибки
В предложениях допущены ошибки в склонении существительных. Найдите и исправьте их.
Die Jacke von meinem Bruder liegt auf dem Stuhl. (die Jacke, mein Bruder, der Stuhl, auf (Dat))
Der Kuchen schmeckt nach der Rezept von meine Mutter. (der Kuchen, das Rezept, meine Mutter, nach (Dat))
Wir fahren zu den Ferienhaus am Meer. (das Ferienhaus, das Meer, zu (Dat), an (Dat))
Die Fragen von der Lehrer sind schwierig. (die Fragen, der Lehrer, von (Dat))
Das Bild hängt an der Wand von der Zimmer. (das Bild, die Wand, das Zimmer, an (Dat))
Der Brief kommt von den Freund von meine Schwester. (der Brief, der Freund, meine Schwester, von (Dat))
Die Schuhe stehen im Schrank von der Diele. (die Schuhe, der Schrank, die Diele, im (Dat))
Der Bus hält an der Station von der Straße. (der Bus, die Station, die Straße, an (Dat))
Er kauft das Geschenk für die Geburtstag von dem Freund. (das Geschenk, der Geburtstag, mein Freund, für (Akk))
5.8. Прослушай запись и проверьте себя: