Введение в настоящее время (Präsens)
Настоящее время (Präsens) в немецком языке используется для обозначения действий, которые происходят в данный момент, происходят регулярно или являются общими истинами. Это основная форма времени, которую учащиеся должны освоить на ранних этапах изучения языка.
Когда используется Präsens:
1. Настоящее действие:
2. Регулярное действие:
3. Общая истина:
Настоящее время (Präsens) в немецком языке используется для обозначения действий, которые происходят в данный момент, происходят регулярно или являются общими истинами. Это основная форма времени, которую учащиеся должны освоить на ранних этапах изучения языка.
Когда используется Präsens:
1. Настоящее действие:
- Ich lerne Deutsch. (Я учу немецкий.)
- Er trinkt Kaffee. (Он пьет кофе.)
2. Регулярное действие:
- Wir gehen jeden Tag zur Arbeit. (Мы ходим на работу каждый день.)
- Sie spielt oft Tennis. (Она часто играет в теннис.)
3. Общая истина:
- Die Sonne scheint im Sommer. (Солнце светит летом.)
- Wasser kocht bei 100 Grad. (Вода кипит при 100 градусах.)
Спряжение глаголов в настоящем времени
В немецком языке глаголы изменяются в зависимости от лица (1-е, 2-е, 3-е) и числа (единственное и множественное). Спряжение глагола зависит от его окончания в инфинитиве.
Шаги спряжения глаголов:
1. Определите корень глагола:
- Уберите окончание -en или -n от инфинитивной формы глагола, чтобы найти его корень.
- Пример: machen (делать) → корень mach.
2. Добавьте окончания в зависимости от лица и числа:
- В немецком языке есть стандартные окончания для глаголов в настоящем времени.
Окончания глаголов в настоящем времени
Особенности спряжения:
Слабые глаголы (Schwache Verben):
Слабые глаголы (Schwache Verben):
- Слабые глаголы следуют регулярным правилам спряжения. Корень глагола остается неизменным.
- Пример: lernen (учить) → ich lerne, du lernst, er/sie/es lernt.
Список часто употребляемых слабых (правильных) глаголов в немецком языке, которые следуют регулярным правилам спряжения:
- machen – делать
- spielen – играть
- arbeiten – работать
- lernen – учить
- fragen – спрашивать
- kaufen – покупать
- wohnen – жить (проживать)
- sagen – говорить
- hören – слушать
- reisen – путешествовать
- glauben – верить
- kochen – готовить (еду)
- tanzen – танцевать
- warten – ждать
- arbeiten – работать
- zeichnen – рисовать
- lieben – любить
- brauchen – нуждаться
- lachen – смеяться
- schreiben – писать
Сильные глаголы (Starke Verben):
- У сильных глаголов корень может изменяться при спряжении.
- Пример: fahren (ехать) → ich fahre, du fährst, er/sie/es fährt.
Список часто употребляемых сильных глаголов в немецком языке, которые изменяют корень при спряжении в настоящем времени (Präsens):
fahren – ехать
sehen – видеть
lesen – читать
essen – есть
geben – давать
nehmen – брать
sprechen – говорить
laufen – бегать, ходить
schlafen – спать
tragen – носить
helfen – помогать
treffen – встречать
halten – держать
vergessen – забывать
fallen – падать
backen – печь
lassen – позволять
waschen – мыть
raten – советовать
werfen – кидать
fahren – ехать
sehen – видеть
lesen – читать
essen – есть
geben – давать
nehmen – брать
sprechen – говорить
laufen – бегать, ходить
schlafen – спать
tragen – носить
helfen – помогать
treffen – встречать
halten – держать
vergessen – забывать
fallen – падать
backen – печь
lassen – позволять
waschen – мыть
raten – советовать
werfen – кидать
Эта форма позволит посмотреть парадигму спряжения любого сильного глагола из вышеизложенного списка:
Часть 1
Часть 2
Модальные глаголы (Modalverben)
Характеристика: Эти глаголы используются для выражения модальности (возможности, необходимости, желания и т.д.) и имеют особые формы в настоящем и прошедшем времени. Модальные глаголы часто сопровождают другой глагол в инфинитиве.
Основные модальные глаголы:
- können (мочь)
- müssen (долженствовать)
- dürfen (иметь разрешение)
- wollen (хотеть)
- sollen (долженствовать)
- mögen (любить, хотеть)
Спряжение модальных глаголов в Präsens
Сравнение модальных глаголов в немецком языке поможет лучше понять их значение и различия в использовании. Вот основные модальные глаголы и их сравнение:
1. können (мочь, уметь)
2. müssen (должен по необходимости или обязан в силу осознания важности)
3. dürfen (мочь, иметь право)
4. wollen (хотеть)
5. sollen (должен по обязанности)
6. mögen (нравиться)
1. können (мочь, уметь)
- Значение: Способность или возможность совершить действие.
- Пример: Ich kann Deutsch sprechen. (Я могу говорить по-немецки.)
- Особенность: Указывает на умение или возможность, иногда на разрешение.
2. müssen (должен по необходимости или обязан в силу осознания важности)
- Значение: Необходимость или обязанность что-либо сделать.
- Пример: Ich muss heute arbeiten. (Я должен сегодня работать.)
- Особенность: Указывает на внутреннюю или внешнюю необходимость, неизбежность выполнения действия.
3. dürfen (мочь, иметь право)
- Значение: Разрешение или право на выполнение действия.
- Пример: Du darfst nicht rauchen. (Ты не можешь курить. = Тебе нельзя курить = Тебе не разрешается курить.)
- Особенность: Используется для выражения разрешения, противоположен по значению глаголу müssen.
4. wollen (хотеть)
- Значение: Желание или намерение совершить действие.
- Пример: Ich will ins Kino gehen. (Я хочу пойти в кино.)
- Особенность: Подчеркивает личное желание или намерение что-то сделать.
5. sollen (должен по обязанности)
- Значение: Обязанность, требование или рекомендация.
- Пример: Du sollst mehr Wasser trinken. (Ты должен пить больше воды.)
- Особенность: Обычно подразумевает внешнюю обязанность или моральное предписание.
6. mögen (нравиться)
- Значение: Симпатия или предпочтение к чему-либо.
- Пример: Ich mag Schokolade. (Мне нравится шоколад.)
- Особенность: Используется для выражения предпочтения или склонности к чему-либо, в отличие от wollen, которое выражает активное желание.
Сравнение по ключевым характеристикам:
- können и dürfen часто связаны с возможностями и правами, но können больше о способностях, а dürfen — о разрешениях.
- müssen и sollen оба связаны с обязанностями, но müssen указывает на неизбежную необходимость, а sollen — на моральный долг или внешний приказ.
- wollen и mögen различаются по степени желания: wollen — это активное желание, а mögen — простая симпатия.
Эти различия помогут вам лучше понять и правильно использовать модальные глаголы в контексте.
Специальные глаголы в немецком языке: sein и haben
В немецком языке глаголы sein (быть) и haben (иметь) относятся к категории специальных глаголов. Они являются одними из самых важных и часто используемых глаголов в языке. Эти глаголы не только используются в своих основных значениях, но и служат вспомогательными глаголами для образования сложных временных форм, таких как Perfekt и Plusquamperfekt.
1. Глагол sein (быть)
Глагол sein используется для обозначения состояния, нахождения или идентификации субъекта. Он является неправильным глаголом, и его формы изменяются в зависимости от лица и числа.
Примеры спряжения "sein" в Präsens (настоящем времени):
Примеры использования sein:
2. Глагол haben (иметь)
Глагол haben используется для выражения владения чем-либо или обозначения наличия чего-либо у субъекта. Этот глагол также является неправильным, но его формы несколько проще запомнить.
- Ich bin müde. (Я устал.)
- Er ist Student. (Он студент.)
- Wir sind zu Hause. (Мы дома.)
- Sie sind Lehrer. (Они учителя.)
2. Глагол haben (иметь)
Глагол haben используется для выражения владения чем-либо или обозначения наличия чего-либо у субъекта. Этот глагол также является неправильным, но его формы несколько проще запомнить.
Примеры спряжения "haben" в Präsens:
Примеры использования haben:
Глаголы sein и haben – фундаментальные элементы немецкой грамматики, которые учащиеся должны освоить на ранних этапах. Эти глаголы не только часто встречаются в повседневной речи, но и играют ключевую роль в построении сложных грамматических конструкций.
- Ich habe ein Auto. (У меня есть машина.)
- Sie hat keine Zeit. (У неё нет времени.)
- Wir haben Hunger. (Мы голодны.)
- Habt ihr einen Hund? (У вас есть собака?)
Глаголы sein и haben – фундаментальные элементы немецкой грамматики, которые учащиеся должны освоить на ранних этапах. Эти глаголы не только часто встречаются в повседневной речи, но и играют ключевую роль в построении сложных грамматических конструкций.
ЭТА ЧАСТЬ ТЕМЫ ДАНА В КАЧЕСТВЕ СПРАВОЧНОГО МАТЕРИАЛА.
НА ДАННОМ ЭТАПЕ КУРСА ИЗУЧАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ!
3. Вспомогательная роль глаголов sein и haben
Кроме того, глаголы sein и haben играют важную роль в построении перфектных времен (Perfekt, Plusquamperfekt). Например:
- Ich habe gegessen. (Я поел.) – Perfekt с глаголом haben.
- Er ist gegangen. (Он ушёл.) – Perfekt с глаголом sein.
Правила выбора вспомогательного глагола:
- haben используется с большинством глаголов, особенно с переходными (требующими дополнения) и некоторыми непереходными.
- sein используется с глаголами, обозначающими движение или изменение состояния (например, gehen – идти, kommen – приходить, werden – становиться).
Теперь перед переходом к практическим заданиям, кратко рассмотрим тему: Порядок слов в повествовательном предложении.
Порядок слов в повествовательном предложении на немецком языке
В немецком языке порядок слов в повествовательном предложении (Aussagesatz) следует определённым правилам. Важно помнить о трёх основных позициях: первое место занимает подлежащее, второе — сказуемое, третье — дополнения и обстоятельства.
1. Основной порядок (SVO)
В простом повествовательном предложении порядок слов следующий:
- Подлежащее (Subjekt) – Сказуемое (Verb) – Остальные члены предложения (Objekte, Adverbien)
Пример:
- Ich (S) gehe (V) zur Schule (O). – Я иду в школу.
2. Инверсия (V2-Regel)
Сказуемое всегда стоит на втором месте. Если на первом месте находится не подлежащее, то оно будет перемещено за сказуемое.
Пример:
- Heute (обстоятельство времени) gehe (V) ich (S) zur Schule (O). – Сегодня я иду в школу.
3. Порядок обстоятельств
Если в предложении несколько обстоятельств (например, времени, места, причины), они обычно располагаются в следующем порядке: время – причина – место.
Пример:
- Ich (S) gehe (V) morgen (время) wegen des Unterrichts (причина) in die Stadt (место). – Завтра я поеду в город из-за урока.
4. Глаголы с отделяемыми приставками
Отделяемая приставка перемещается в конец предложения.
Пример:
- Ich (S) stehe (V) morgens (обстоятельство времени) auf (приставка). – Я встаю утром.
Основное правило для повествовательного предложения: сказуемое всегда занимает вторую позицию, а порядок подлежащего и дополнений зависит от выделяемой информации и контекста.
Практические задания на основе текста "Mein Alltag":
Mein Alltag
Ich stehe jeden Morgen um 7 Uhr auf. Ich bin oft müde, aber ich habe viel zu tun. Zuerst frühstücke ich mit meiner Familie. Wir essen Brot und trinken Kaffee. Meine Schwester geht zur Schule, und ich muss zur Arbeit gehen. Ich kann nicht lange schlafen, weil mein Wecker immer pünktlich klingelt.
Im Büro arbeite ich am Computer. Ich schreibe E-Mails und telefoniere mit Kunden. Mein Chef ist streng, aber er hat viel Erfahrung. Wir müssen viele Aufgaben erledigen. Ich darf keine Fehler machen, weil mein Chef alles kontrolliert.
Nach der Arbeit gehe ich nach Hause. Ich lese ein Buch oder sehe fern. Manchmal treffe ich mich mit Freunden. Wir wollen zusammen Spaß haben. Wir können mit dem Fahrrad fahren oder Fußball spielen.
Am Abend esse ich mit meiner Familie zu Abend. Dann gehe ich ins Bett. Ich muss früh schlafen, weil ich am nächsten Tag wieder früh aufstehen muss.
Mein Alltag
Ich stehe jeden Morgen um 7 Uhr auf. Ich bin oft müde, aber ich habe viel zu tun. Zuerst frühstücke ich mit meiner Familie. Wir essen Brot und trinken Kaffee. Meine Schwester geht zur Schule, und ich muss zur Arbeit gehen. Ich kann nicht lange schlafen, weil mein Wecker immer pünktlich klingelt.
Im Büro arbeite ich am Computer. Ich schreibe E-Mails und telefoniere mit Kunden. Mein Chef ist streng, aber er hat viel Erfahrung. Wir müssen viele Aufgaben erledigen. Ich darf keine Fehler machen, weil mein Chef alles kontrolliert.
Nach der Arbeit gehe ich nach Hause. Ich lese ein Buch oder sehe fern. Manchmal treffe ich mich mit Freunden. Wir wollen zusammen Spaß haben. Wir können mit dem Fahrrad fahren oder Fußball spielen.
Am Abend esse ich mit meiner Familie zu Abend. Dann gehe ich ins Bett. Ich muss früh schlafen, weil ich am nächsten Tag wieder früh aufstehen muss.
Упражнения:
Задание 1: Прочитайте текст топика "Mein Alltag" вслух несколько раз. Затем прослушайте запись и проверьте себя.
Запись текста "Mein Alltag". Абзац 1
Запись текста "Mein Alltag". Абзац 2-3
Запись текста "Mein Alltag". Абзац 4
Ниже таблица, в которой все слова из топика "Mein Alltag" распределены по частям речи. Каждая колонка представляет отдельную часть речи, а слова приведены в исходной форме с переводом.
Задание 2: Выучите слова. Проспрягайте каждый глагол
Таблица 1: Глаголы и Существительные
Таблица 1: Глаголы и Существительные
Таблица 2: Прилагательные, Наречия и Предлоги
Задание 3: Найдите и исправьте ошибки
В следующем тексте есть пять ошибок. Найдите их и исправьте.
Текст с ошибками:
Ich stehe jeden Morgen um 8 Uhr auf. Meine Schwester gehen zur Schule, und ich müssen zur Arbeit gehen. Im Büro arbeite ich am Computer und schreibe E-Mails. Am Abend esse ich mit meiner Freund zu Abend. Dann gehe ich ins Bett und muss früh aufwachen.
Задание 4: Переведите устно предложения на немецкий
Переведите следующие предложения на немецкий язык, используя текст "Mein Alltag" как подсказку.
- Я читаю книгу после работы.
- У меня много работы.
- Моя сестра ходит в школу.
- Мы едим хлеб на завтрак.
- Я должен рано вставать.
- Он читает книгу после работы.
- У неё много работы.
- Его сестра ходит в школу.
- Они едят хлеб на завтрак.
- Ты должен рано вставать.
- Он встаёт каждый день в 7 утра.
- Она часто устает.
- Мы пьём кофе утром.
- Её будильник всегда звенит вовремя.
- Он работает за компьютером.
- Она пишет электронные письма на работе.
- Её начальник строгий, но опытный.
- Мы выполняем много задач на работе.
- Он не может делать ошибки, потому что его начальник всё проверяет.
- Иногда они встречаются с друзьями.